Время работы: 23 марта 2011 г, с 11.00 ч. до 13.30.
10.40. – 10.55. – Встреча гостей.
11.00. – 13.00. – Пленарное заседание.
1.Вступительное слово: В.Я.Семке,
академик РАМН, профессор, директор НИИПЗ СО РАМН, С.Б. Фельдбейн, директор МОУ
«Лучановская СОШ» -20 мин.
2. «Психическое здоровье педагогов
Томской области», И.Е.Куприянова, доктор медицинских наук, профессор - 20 мин.Подробнее.
3. «Клиническая картина
синдрома профессионального выгорания»И.С. Карауш, кандидат медицинских наук -15 мин. Подробнее.
4. «Синдром профессионального
выгорания у педагогов (по результатам тестирования педагогического коллектива
Лучановской СОШ)», Б. А. Дашиева, кандидат медицинских наук -15 мин. Подробнее.
5. «Профилактика и терапия
синдрома эмоционального выгорания у педагогов» Е.В. Потапкина, кандидат медицинских наук- 15 мин.Подробнее.
13.00. – 13.15. -Подведение итогов работы семинара.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕСИНДРОМАЭМОЦИОНАЛЬНОГОВЫГОРАНИЯ
Регулярный
отдых, баланс работа – досуг.«Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и
домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо
иметь свободные вечера и выходные. Ни в коем случае нельзя уносить домой работу – как в реальном, так и
в виртуальном смысле – в виде мыслей о ней.
Регулярные
физические упражнения (как минимум3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности,
которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду,
на дачном участке и т.п.), иначе они будут восприниматься как рутинные и
избегаться.
Адекватный
сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться
отдохнувшим, необходимо спать в среднем, 7-8 часов. Если имеется
недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30-60 минут раньше
и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим,
когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и
легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
Необходимо
создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется
планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим
временем и др.
Организация
своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например: по 5 минут
каждый час), которые более эффективные, чем редкие и длительные.
На
работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и
переедать по вечерам.
Рекомендуется
устраивать дни эмоциональных разгрузок, в которые предлагается ограничить
количество контактов, ввести режим тишины и окружить себя бело-голубой
цветовой гаммой, которая позволяет снять психологическое напряжение.
Желательно
сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), т.к. кофеин
является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции.
Примерно через 3 недели после постепенного сокращения потребления кофеина
отмечается снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.
Делегирование
ответственности – разделение ответственности за результат деятельности с
клиентами, учениками, пациентами. Выработка умения говорить «нет». Люди,
которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это
делать самому», напрямую идут к «выгоранию».
Наличие
хобби (спорт, культура, природа), т.е. интересы вне работы, позволяющие
снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало
возможность расслабиться, отдохнуть.
Активная
профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу,
свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение
поведения, действия по изменению стрессогенной ситуации.