Персональный сайт Воскресенье, 28.04.2024, 16:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Школьные новости

Категории раздела
Мои статьи [8]
Статьи коллег [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт

Архив
Результаты
Всего голосовало: 111

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

О роли комплексного подхода в коррекции недостатков психофизического развития школьника с диагнозом
О роли комплексного подхода в коррекции недостатков психофизического развития школьника с диагнозом «ЗПР церебрально-органического генеза».
(логопед Фёдорова О.В.)
Политика государства на экономию в сфере образования привела к тому, что аннулировали или свели до минимума коррекционную работу в специальных классах общеобразовательной школы. Директора школ, немного вникнув в эту очень сложную проблему, отказываются иметь такие классы. Причиной этого является: сложная отчётность, необходимость иметь специально подготовленных руководителей, учителей, методистов, должна вестись большая работа с родителями, невозможность раннего диагностирования в сёлах (из-за отсутствия специалистов), отсутствие финансирования. А работа эта не просто нужная или полезная, а в данное время необходимая. В последние годы резко увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Возникновение патологии объясняется рядом причин:
· Экологический фактор – радиоактивность, заводские выбросы вызывают мутации генов.
· Социальный фактор – алкоголизация населения, наркомания. · Генетический фактор – многие заболевания передаются по наследству.
· Различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и т.д.)
При поступлении в школу многие родители скрывают проблемы своего ребёнка, считая, что это не отразится на успеваемости ребёнка. При обучении почти все дети сталкиваются с трудностями, но одни их преодолевают и хорошо адаптируются в школе, а у других процесс адаптации растягивается, и у ребёнка возникают проблемы. Но школьные проблемы родители не связывают с причиной возникновения патологии, хотя у большинства детей в анамнезе имеется патология беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжёлые заболевания. При обследовании таких детей в первом классе была выявлена повышенная утомляемость, истощаемость, что проявлялось:
· У одних -- в понижении работоспособности, быстром выключении из деятельности, колебаниях внимания, вялости, пассивности; · У других – в возбудимости, неуравновешенности, в двигательном беспокойстве, чувствительности.
У многих детей речь характеризуется лексико-грамматическим недоразвитием. Словарь сформирован в пределах обихода. Обобщают и классифицируют с трудом. Затрудняются ориентироваться в схеме тела. Результаты проб на выявление латералиты указывает на её несформированность. Как следствие этого у многих имеется тенденция к зеркальности. После обследования этих детей психоневрологом, им был поставлен диагноз: «ЗПР, церебрально-органического генеза». Следовательно, такие дети нуждаются в специальной программе, в коррекционных занятиях, в индивидуальном подходе, в дозированной нагрузке, в консультациях узких специалистов. А это возможно только при маленькой наполняемости класса, что в дальнейшем обеспечит положительную динамику в развитии каждого ребёнка. Формирование класса коррекции начинается задолго до начала учебного года при обязательном собеседовании с ребёнком и родителями. Одним из компонентов готовности к школьному обучению является объём знаний, приобретённых в период дошкольного детства. Запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, которые служат предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов. При беседе с ребёнком, которую проводит психолог и логопед, выявляется зона актуального развития и возможности зоны ближайшего развития. На основании этого собеседования отбираются дети на школьный логопункт. Т.к. вся логопедическая работа строится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и т.д.), то в течение последних трёх лет помимо обязательного логопедического обследования мы проводим нейропсихологическое изучение каждого ребёнка. Задача нейропсихологического изучения заключается в том, чтобы выявить нарушения частных функций: слухоречевой памяти, мелкой моторики, различных видов координации. Обследование проводится в 3 этапа:
1 этап Обследуются все психические функции.
 · Исследование восприятия:
1. Зрительного, зрительно-цветового – работа с предметными картинками, с незавершёнными картинками, выявляем знания о геометрических фигурах, (фигуры предлагаем отдельные и наложенные друг на друга). При исследовании зрительно-цветового восприятия выявляются знания основных и оттеночных цветов.
2. Тактильного – дифференциация на ощупь предметов по величине, по фактуре. Обязательно обращаем внимание: в какой руке держит, какой ощупывает, какой рукой лучше работает.
3. Пространственного – проверяем, знает ли ребёнок, где правая - левая рука, ориентируется в схеме тела, проверяем логико-грамматические конструкции (просим встать слева от меня, впереди меня). Исследуем, как ребёнок ориентируется на плоскости листа. Здесь же даём пробы на выявление ведущей латералиты.
4. Временных представлений – какое время года, по каким признакам определил, какие части суток знает ребёнок, знает ли последовательность дней недели.
· Исследование памяти:
1) Слухоречевая –
а) для запоминания предлагается 10 слов;
 б) для запоминания предлагается связный текст из 3 — 4 слов.
Отмечаем, сколько ребёнок запомнил с 1-го, 2-го, 3-го предъявления.
 2) Зрительная –
 а) для запоминания предлагаются цифры и геометрические фигуры (общее кол-во 10 шт.);
б) для запоминания предлагаются 10 предметов.
Работа ведётся аналогично.
· Исследование мышления:
1) наглядно-действенное – используем разрезные картинки, кубики Кооса – сначала работаем по образцу, а затем по словесной инструкции;
 2) словесно-логическое – понимание текста со скрытым смыслом, исключение 4-го лишнего, самостоятельное составление задач на исключение 4-го лишнего, умение классифицировать и обобщать.
2 этап Обследование графических навыков.
1. Просим ребёнка нарисовать что-нибудь. Затем анализируем работу: реален ли рисунок, где расположен рисунок.
2. Просим по образцу соединить точки.
 3. Просим, чтобы ребёнок продолжил ряд, соблюдая закономерность. Если ребёнок школьного возраста, то обследуем навыки письма и чтения:
4. Списать с печатного текста.
5. Записать под диктовку слоги, слова.
6. Записать слова со сходными фонемами.
7. Прочитать небольшой текст.
8. Прямой и обратный счёт в пределах 10. Может ли ребёнок соотносить цифру и число.
9. Просим дописать недостающую цифру.
10. Сложить последовательно цифры, которые перепутаны.
3 этап Проверяем уровень саморегуляции.
1. Ребёнку даётся определённая программа рисунка, и он должен этот рисунок продолжить. Через 5 – 7 минут проверяем:
– если последовательность нарушена несколько раз, то саморегуляция снижена;
-- если ребёнок вообще потерял инструкцию, то саморегуляция отсутствует.
 По этим данным составляется таблица, где фиксируются результаты обследования каждый год. Такое обследование даёт чёткую картину развития высших психических функций на данном этапе. Таким образом, обследуя зону актуального и ближайшего развития, планируется работа логопеда. В дальнейшем во все логозанятия включаются упражнения на развитие высших психических функций с учётом этого комплексного обследования. Ещё одним плюсом этого обследования является то, что мы обнаруживаем леворуких детей, детей со скрытым левшевством. Известно, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует, главным образом, противоположное полушарие: у правшей – левое, а у левшей – наоборот правое. При переучивании ребёнка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. Вот почему в большинстве случаев так сложно протекает этот процесс, вот почему так важно знать учителю и родителям о ведущей руке ребёнка, важно знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребёнка. Большая часть леворуких детей имеет комплексные, не проходящие трудности и нарушение письма, обусловленные особенностями функционального развития леворуких детей:
· Недостатки развития тонко координированных движений руки, пальцев; · Несовершенство нервно-мышечной регуляции движений;
· Дефицит зрительно-пространственного и пространственного восприятия;
При консультации родителей и учителя обращаем внимание на правильное положение ручки и руки при письме, на правильное расположение тетради. А также имеются свои тонкости при изучении каждой буквы, которые необходимо знать учителю. Но это всё на словах, а какова же динамика развития детей?
Мною был обследован 1 класс, в который были отобраны дети с особыми нуждами. У этих детей запас знаний и представлений ниже возрастной нормы. Нарушено зрительное восприятие; плохо понимают логико-грамматические конструкции, отражающие пространственные и временные представления. Мышление замедленно, отмечаются трудности переключения на новую задачу. У многих детей отмечается низкий уровень наглядно-действенного мышления. Речь характеризуется фонетико-лексико-грамматическим недоразвитием. В речи очень мало прилагательных. Также нарушен фонематический слух. Отмечаются нарушения мелкой моторики. Чтобы достичь положительной динамики была разработана система коррекционных занятий, которые проводились тоже в несколько этапов. Мы, совместно с детьми, шли от простого к сложному. Например, при работе над развитием пространственных представлений, графических навыков с опорой на зрительный анализатор использовалась следующая схема:
1 · Найди закономерность и дорисуй (по образцу).
· Соедини точки (по образцу).
· Скопируй простое изображение.
 · Скопируй зеркальное отражение.
2 Подключаем работу слухового анализатора.
· Написание простых графических диктантов. (Буквы)
· Написание таких же диктантов, только с усложнением инструкции (заштрихуй, раскрась, поставь знак слева, справа и т.д. от полученной фигуры).
 · Написание сложных графических диктантов, в результате которых получается сложный рисунок.
 3 На основе достаточно развитых пространственных представлений, можно формировать наглядно-действенное, словесно-логическое мышление.
 · Самостоятельное написание графических диктантов с речевым сопровождением ученика (рисунок у 1-го ученика и он диктует группе задания, он же оценивает работу детей, отмечая плюсы и минусы).
 · Самостоятельное написание инструкции к рисунку.
Для развития связной речи на начальных этапах используем пластилин ( т.о. подключая тактильное восприятие). Вместе с детьми мы выбираем сказку, а затем с помощью пластилина лепим главных героев, тем самым, развивая мелкую моторику. При лепке обговариваются все детали, например, из каких геометрических фигур состоит данный образ, какой цвет лучше использовать и т.д. После того, как дети слепили, мы начинаем обыгрывать сказку, где главные актёры, конечно, дети и их поделки. В процессе оречевления наглядности дети учатся не только правильно говорить, но и общаться между собой, помогать друг другу. Конечно, только логопедические занятия не могут обеспечить полный комплекс коррекционных мер в связи с их спецификой, следовательно, нужна взаимосвязь с родителями, учителями, медицинскими работниками, психологом, дефектологом. Положительный эффект в коррекционной работе даёт привлечение родителей к выполнению домашних заданий логопеда. Теперь обобщение и классификацию мы закрепляем с помощью родителей. Домашние задания задаются 2 – 3 раза в месяц. Так возникает взаимопонимание между логопедом, ребёнком и родителем (тетради с работами прилагаются). Больше было бы положительной динамики при коррекции недостатков психофизического развития, если бы наши дети вовремя получали медикаментозное лечение, т.е. 2 раза в год, как положено. Как правило, медикаментозное лечение, и консультации в медико-педагогическом центре получают только те дети, у которых родители заинтересованы в положительных результатах и семья материально обеспечена. Основной состав в коррекционных классах - это дети из неблагополучных семей. С родителями этих детей ведётся длительная, кропотливая работа, изыскиваются возможности для пролечивания ребёнка хотя бы раз в год. После пройденного курса лечения дети лучше усваивают материал, становятся более внимательными, усидчивыми, спокойными. При повторном обследовании детей уже 2-го класса  мы сделали сравнительный анализ. И выяснилось, что у каждого ребёнка есть положительная динамика. Если ребёнок год назад не справлялся с заданием или выполнял его с помощью, то уже в данный момент ребёнок пытается или выполняет его самостоятельно. Т.о. ежегодное обследование помогает:
  • видеть динамику в развитии каждого ребёнка, n строить работу с учётом структуры дефекта,
  • более тщательному комплектованию коррекционного класса (например, один ученик был переведён в общеобразовательный класс, а другой -- в школу 8-го вида). Всё это мы говорили о развитии неречевых функций, а каковы же результаты по коррекции письменной речи? Рассмотрим результаты на примере этого же класса. Эти дети имеют диагноз: «ЗПР, церебрально-органического генеза», следовательно, ошибки на письме носят стойкий характер и длительно не поддаются коррекции. Всё это обусловлено структурой дефекта. В данном случае первичным является органическое поражение ЦНС, а следствием этого поражения является нарушение письменной речи. Следовательно, что всю логопедическую работу мы строили только с опорой на неречевые функции. При учёте дисграфических ошибок в конце учебного года 2-го класса обнаружилась такая картина, что границы предложений соблюдают все дети, нет смешений парных согласных. Количество групп специфических ошибок уменьшилось у каждого ребёнка. Все дети справились с контрольными работами по программным нормам и были переведены в третий класс. Но есть и недостатки в работе коррекционных классов. Это и низкая оценка способностей учеников учителями, сокращение различных видов деятельности до минимума, заниженная самооценка учеников. Так, например, тестовые задания в этих классах непредусмотрены программой. Моя практика показывает, что дети с удовольствием выполняют этот вид работ, хотя больше времени уходит на объяснение. Проблема работы с тестами заключается в том, что детям очень трудно выполнять многоступенчатую инструкцию. Следовательно, работу над тестами в таких классах нужно проводить поэтапно, в процессе всего коррекционного обучения. Например, на начальных этапах при отработке звукового анализа можно использовать задания типа: · Ребёнку предлагается картинка и он должен определить, сколько звуков в этом слове, не называя, что изображено на картинке. А это уже является небольшим элементом теста, т.е. ребёнок учится работать самостоятельно. С каждым этапом задания усложняются. В дальнейшем можно давать несколько вариантов ответов к одной картинке или, наоборот, один ответ и несколько картинок. Эта работа может рассматриваться, как вариант тестового задания. Логопедическая работа в школе осложнена тем, что мало учебной литературы, по которой может заниматься сам ребёнок. В нашей школе на логопедических занятиях используются, в соответствии с темой занятия, специально подобранные задания, которые напечатаны для каждого ребёнка. Эти задания подбираются тоже по принципу от простого к сложному. Следовательно, даже на фронтальных занятиях мы используем индивидуальный подход, дозируя задания по степени сложности. Т.о. Логопедическая работа не только нужная, полезная, необходимая, а ещё и интересная, творческая. Практический опыт накапливается не только с помощью ежедневной подготовки к занятиям, изучением методической литературы, а с помощью самих детей. Хотя эти дети и имеют проблемы в развитии, но порой и сами подсказывают какой-нибудь вид деятельности. У ребёнка с диагнозом «ЗПР церебрально-органического генеза» при правильно организованной логопедической работе отмечается значительный скачок в развитии. И то, что сегодня ребёнок делает только с помощью взрослого, в ближайшее время сможет сделать сам. Комплексный подход будет иметь положительную динамку при условии проведения не только коррекционно-воспитательных работ, но и при взаимосвязи с медицинскими работниками. Проблемой общеобразовательной школы при создании коррекционных классов, особенно в сельской местности, является отсутствие психоневролога, невропатолога, массажиста. В этих узких специалистах особо нуждаются наши дети, т.к им медицинское лечение необходимо два раза в год. Это должно быть не только лечение фармакологическими препаратами, но и консультативная помощь. Своевременная и целенаправленная коррекционная работа способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и социальной адаптацией. Главной целью функционирования таких классов должен быть вывод ребёнка в общеобразовательный класс с изменением статуса ребёнка (не бывшего ребёнка с диагнозом ЗПР, а как ребёнка с нормой в развитии, но требующего индивидуального подхода). Т.е. полная реабилитация ребёнка. Ещё мне хотелось бы сказать о том, что во многих сельских школах отсутствуют логопеды, следовательно, что делать детям, у которых имеются проблемы в развитии? Что делать родителям, если ближайшая логопедическая помощь оказывается только в городе? Много вопросов остаётся без ответа.
Категория: Мои статьи | Добавил: pobeda (04.01.2011)
Просмотров: 2351 | Теги: адаптация школьников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Погода
Богашево
ЕвроМетео

Новости РЦРО

Поиск

Фёдорова Ольга Викторовна © 2024