Персональный сайт Воскресенье, 28.04.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Школьные новости

Категории раздела
Мои статьи [8]
Статьи коллег [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт

Архив
Результаты
Всего голосовало: 111

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе
Организация системы коррекционно-развивающего обучения в сельской школе.
(Фёдорова О.В., зам.дир. по УВР, учитель-логопед МОУ «Лучановская СОШ»)
Реальность нашего времени такова, что с каждым годом в России увеличивается количество детей школьного возраста, испытывающих трудности при обучении в школе, а также наблюдается рост нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения. Подводя итоги очередного учебного года, в Лучановской СОШ была выявлена серьёзная проблема. Это не только уменьшение контингента учащихся, но и снижение качественной и абсолютной успеваемости, нежелание детьми посещать школу.
Оказалось, что каждый год проблемы в обучении возникают у одних и тех же детей, т.е. у детей «группы риска». У данной категории обучающихся, как правило, различные отклонения в учебной деятельности, которые проявляются в нарушении дисциплины, внезапного резкого спада интереса к учёбе, негативизма, агрессивности, повышенной тревожности, конфликтах с одноклассниками. Для того, чтобы разобраться в причинах неуспеваемости, администрация школы разработала стратегию развития системы коррекционно-развивающего обучения. Целью КРО является создание системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия образования для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и психического развития. Приоритетными направлениями этой деятельности является: · Выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с ними на ранних этапах; · Организация психолого-медико-педагогического сопровождения и ведение школьного мониторинга для отслеживания динамики в развитии детей. Для более полного решения поставленных задач и выявления проблем в развитии детей школьного возраста, обучающихся в сельской школе и организации психокоррекционной помощи, которая могла бы иметь выраженную профилактическую направленность, необходимо сотрудничество со специалистами других ведомств образования и здравоохранения. В 2003 году администрацией школы было организовано сотрудничество с НИИ психического здоровья СО РАМН. Сотрудником НИИ психического здоровья Дашиевой Б.А. были обследованы все обучающиеся нашей школы в возрасте от 7 до 17 лет. Среди наиболее часто встречающихся неблагоприятных микросоциальных факторов отмечались следующие: неполная семья, смерть родителей, низкий материальный уровень, социально-педагогическая запущенность, алкоголизация родителей, воспитание у родственников, конфликты в семье. Таким образом, для сельской семьи учащихся нашей школы характерны: низкий материальный уровень, снижение рождаемости, рост числа неполных семей, широкое распространение пьянства, изменение нравственного климата в семьях, размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании. По результатам обследования, администрацией школы, организованы реабилитационно-профилактические, информационно - образовательные мероприятия, в которых были задействованы как сами учащиеся, так и родители, и педагоги. В рамках этих мероприятий ежегодно на базе школы работает районная психолого-медико-педагогическая комиссия, где определяется учебная программа для детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудником НИИ, Дашиевой Б.А., ведётся не только диагностика и коррекция высших психических функций, но и в период подросткового кризиса проводятся тренинги, которые направлены на развитие устойчивой и адекватной самооценки, отработку коммуникативных навыков, способность эмоциональной саморегуляции.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса организовано через:
· индивидуальные консультации классных руководителей, цель которых – ознакомление с особенностями психического развития учащихся, имеющих академические проблемы и прошедших медико-психологическое обследование;
· оценку готовности к школьному обучению, поступающих в 1 класс;
· оценку школьной адаптации учащихся 1-х и 5-х классов;
· оказание психологической помощи в адаптации к школе вновь поступивших учащихся;
·обследование «проблемных классов» и коррекции выявленных состояний;
· оказание психологической помощи старшеклассникам при подготовке к экзаменам.
Для организации и работы в начальной школе создана социально-педагогическая служба, в состав которой входят: учителя, классные руководители, социальный педагог, логопед, педагоги дополнительного образования. Данная служба решает следующие задачи: · Создание условий образовательного процесса. · Диагностика трудностей школьной адаптации. · Разработка программы индивидуального развития ребёнка и создание условий её реализации и коррекции. · Обеспечение содержания дополнительного образования. · Исследование социальной среды ребёнка. · Осуществление связи с семьёй. Логопедом, социальным педагогом ведётся индивидуальная и консультативная деятельность с учениками и их родителями. Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем. Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Динамика формирования школьных навыков учащихся отслеживается по результатам контрольных точек каждую четверть. Результаты контрольных работ соотносятся с программными нормами. Классным руководителем на каждого ребёнка, обучающегося по программе 7 и 8 вида, ведётся карта наблюдения, где фиксируются:
· динамика его развития;
· участие в жизни школы и класса;
 · усвоение программы.
На основе карт наблюдений ведётся мониторинг всего класса, который отражает результаты успеваемости каждого учащегося. В результате организации коррекционной помощи и сопровождения учащихся в учебном процессе дети, имеющие особые образовательные потребности, становятся успешными. В 2009-2010 учебном году 3 учащихся были переведены с учебной программы 7 вида на общеобразовательную программу. Приоритетным направлением образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива школы является физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности: это динамические паузы во время урока и на перемене, занятия в спортивных секциях, а также факультативы, элективные курсы и профильные предметы. Комплекс мероприятий первой и второй половины дня нацелен на вовлечение всех участников образовательного процесса в физкультурно-оздоровительное и спортивно-творческое движение. Ведущей причиной, приводящей к «отсеву» учащихся является пропуск уроков без уважительной причины, вследствие которого – неуспеваемость и потеря интереса к учебному труду. Для решения этой проблемы была организована система профилактической работы, которая включает в себя:
 · взаимодействие между классным руководителем, социальным педагогом, администрацией школы по учёту учащихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины;
 · внедрение ежедневного контроля за посещаемостью обучающихся учебных занятий,
 · обеспечение взаимного информирования школы, КДН о фактах систематических пропусков учащимися,
· принятие оперативных мер по возращению детей в школу.
В 2005-2006 учебном году введён журнал опозданий, а с 2008-2009 учебного года ведется работа по созданию и апробации базы данных обучающихся всей школы с целью ежедневного контроля за посещением уроков и подготовки к ним. В результате этой работы педагогический коллектив добился сокращения пропусков уроков по неуважительной причине.
Одним из разделов психологической помощи является вопрос оценки готовности детей к школе. Набор детей в школу мы начинаем в апреле – мае, т.к. многие дети, поступающие в 1 класс, не посещают детский сад, а следовательно, адаптация в процессе обучения будет проходить особенно тяжело. Высокая степень средней и низкой дезадаптации школьников начальных классов напрямую связана с качеством их обучения. Можно предположить, что половина будущих первоклассников находятся в «группе риска» и могут быть неуспешными в начальной школе. Решая проблему повышения качества обучения, через снижение степени дезадаптации, школа может часть детей обеспечить дошкольным образованием, организуя предшколу. В 2008-2009 году была организована группа по подготовке к школе, которую посещало только 6 детей, а в 20010 году количество детей увеличилось до 17. Следовательно, организация предшкольного образования стала востребованной для родителей. Дети посещают школу с желанием, участвуют во внеклассных мероприятиях начальной школы.
В 2009-2010 учебном году в качестве эксперимента ввели коррекционный час по математике, учитель Родионова Н.А., в 5 классе для детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря коррекционному занятию педагог с каждым учащимся мог обсудить его проблемы, наметить план их решения. Так как программа по математике в 5 классе построена так, что первое полугодие, в основном, повторение, то ученик мог работать по индивидуальным карточкам, отрабатывать задания, разобранные на коррекционном часе. Таким образом, каждый учащийся получил возможность работать самостоятельно. В результате чего, появилась мотивация в обучении и повысилась самооценка учащихся.
Кроме этого, классным руководителем 3 класса - Стальмаковой О.Н., была организована исследовательская работа в рамках проекта «Песни ВОВ», где задействованы все учащиеся её класса. Идея этого проекта – это полноценное участие детей особыми образовательными потребностями в жизни общества. Благодаря этой деятельности отмечается сплочение коллектива, каждый ребёнок чувствует свою значимость, сопричастность общему делу, становится более уверенным в себе, появляется желание посещать школу, получать новые знания. Немаловажным является тот факт, что учитель, используя метод поисковой деятельности, только их направляет, а дети сами учатся организовывать свою деятельность. Это позволило развить у учащихся коммуникативные навыки, научить представлять свой опыт на научно-практической конференции.
Благодаря работе всего педагогического коллектива стало традиционным проведение совместных с НИИПЗ СО РАМН научно-практических семинаров, где обобщается опыт межведомственного взаимодействия специалистов (педагогов-психологов-логопедов-медицинских сотрудников – социальных сотрудников – родительской общественности) и намечаются перспективы развития помощи детям с особыми образовательными потребностями. Как результат этой деятельности, снизилось количество пропусков уроков, повысилась мотивация учащихся в обучении, имеются случаи перевода обучающихся с программы 7 вида на общеобразовательную программу, следовательно, выпускники успешно сдают экзамены за курс средней школы, в дальнейшем продолжая обучение в лицеях, техникумах. Таким образом, основной целью коррекционной работы в школе - это осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку, что позволит обеспечить достаточно высокий уровень его развития, воспитания и обучения.


Источник: http://Всероссийская научно-практическая конференция "Наша новая школа"
Категория: Мои статьи | Добавил: pobeda (04.01.2011)
Просмотров: 1782 | Теги: ограниченные возможности здоровья, организация системы КРО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Погода
Богашево
ЕвроМетео

Новости РЦРО

Поиск

Фёдорова Ольга Викторовна © 2024