Персональный сайт Воскресенье, 28.04.2024, 07:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Школьные новости

Категории раздела
Мои статьи [8]
Статьи коллег [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт

Архив
Результаты
Всего голосовало: 111

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дашиева Б.А., Федорова О.В. НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН
Современная школа характеризуется увеличением числа учащихся, нуждающихся в квалифицированном психолого-психотерапевтическом сопровождении. Особенно важно получение подобной помощи на ранних этапах, еще до поступления ребенка в школу. По своей сути эта помощь должна быть не столько диагностической, как было принято в школьной психологической службе, но психокоррекционной и иметь выраженную профилактическую направленность. Для эффективной и целенаправленной помощи необходимо иметь полное и адекватное представление о факторах риска и условиях возникновения и формирования всего спектра школьных проблем, которые, так или иначе, касаются всех участников образовательного процесса. Не вызывает сомнений, что на формирование психопатологии пограничного уровня у детей и подростков оказывают влияние и изменяющиеся макросоциальные условия. В частности, проживание в сельской местности характеризуется усугублением ряда негативных признаков: более низкий материальный уровень и качество жизни, более выраженная безработица, отсутствие реальных перспектив на получение качественного образования и повышение культурного уровня. Межведомственным центром НИИ психического здоровья разработана модель помощи сельским жителям. На первом этапе происходит выбор населенного пункта в соответствии целями и задачами исследования и возможностью практического использования полученных результатов в перспективе («социальный» заказ). На втором этапе в условиях экспедиционной деятельности проводится первичный скрининг, дифференцирующий когорту на группы по степени медико-психолого-психотерапевтического, психокоррекционного и педагогического вмешательства. На третьем этапе осуществляются реабилитационно-профилактические, информационно-образовательные мероприятия, которые проводятся как среди самих учащихся, так и среди родителей и педагогов. Четвертый этап заключается в оценке эффективности и анализе всей работы с предложением практических рекомендаций. НИИ психического здоровья в рамках этой модели было предпринято исследование состояния психического здоровья сельских учащихся. Анализируемые материалы являются результатом экспедиционных исследований (2003-2004г) учащихся средней общеобразовательной школы, проживающих в селе Лучаново Томской области,. Одним из разделов психологической помощи являлся вопрос оценки готовности детей к школе. Анализ педагогической работы показывает увеличение количества детей в начальной школе, имеющих трудности в обучении. Причинами этих трудностей являются недостаточная готовность ребенка к школе и задержка развития высших психических функций. Такие дети не любят рисовать и лепить, играть с мелкими деталями конструктора, недостаточно хорошо владеют ножницами, плохо ориентируются на плоскости листа и в пространстве, имеют недостаточно развитые внимание, память, мышление, речь, а также моторные функции. Очень важно как можно раньше обратить внимание на таких детей и начать своевременно коррекционную работу над нарушенными или недоразвитыми функциями. Нами с этой целью были приглашены и осмотрены дети, поступающие в первый класс. Из 19-ти будущих первоклассников только треть посещает детский сад, с ними проводятся подготовительные занятия к школе. «Неорганизованные» дети при психологическом обследовании демонстрируют очень низкую готовность к школе: имеют недостаточный словарный запас, не умеют обобщать и выделять объект по лишнему признаку, путаются в названии цветов, имеют недостаточные знания об окружающей среде, плохо ориентируются в пространстве и собственной схеме тела. В анамнезе у 100 % - перинатальное поражение ЦНС, назначаемое лечение проводилось в единичных случаях. Все дети имеют общее недоразвитие речи III уровня, проявляющееся нарушением звукопроизношения, только двое из них начинали логопедические занятия, но занятия не были систематическими. Родители остальных детей игнорировали рекомендации врача (чаще всего, невропатолога) обратиться к логопеду. Четверо детей имеют признаки задержки психического развития, у двоих состояние характеризуется как социально-педагогическая запущенность, одна девочка имеет признаки умственной отсталости. Семейные условия проживания являются дисфункциональными у 30 % дошкольников. Это неполные семьи, родители с алкогольной зависимостью, у троих детей родители лишены родительских прав и их воспитанием заняты опекуны. С детьми, имеющими нарушение речевого развития, в школе проводятся логопедические занятия, в структуре которых большое значение приобретает развитие графических навыков, что вызывает активизацию развития высших психических функций. Вся коррекционная работа по развитию графических навыков делится на три этапа. На первом этапе ребенок учится ориентироваться не только на плоскости листа, но и в пространстве, происходит формирование простейших графических навыков, а вместе с тем – развитие внимания, слухового восприятия и функции самоконтроля. На втором этапе акцент делается на формировании умения самостоятельно работать с графическим материалом, помощь логопеда эпизодическая, задания усложняются (предлагается не только скопировать графический материал, но и изобразить зеркально). Такие задания формируют и укрепляют взаимодействие полушарий головного мозга, дают ребенку возможность самостоятельно воспринимать и контролировать пространство. Завершив задание, ребенок может дорисовать и раскрасить свою работу, что развивает воображение и творческую фантазию, моделирует эстетические чувства и индивидуализирует цветовую гамму ребенка. На третьем этапе происходит аккумуляция и реализация всех наработанных ранее навыков. Он требует большей самостоятельности и ответственности, но дает возможность самовыражения и самореализации, ребенок учится облекать свои мысли в приемлемую и понятную для окружающих форму. Это может быть устный рассказ по скопированной и дорисованной картинке или мини-сочинение. Многие дети сами составляют графические рисунки для своих одноклассников, что позволяет неуспешным в учебе детям социально адаптироваться в коллективе. В результате работы над графическими навыками происходят изменения, благоприятно сказывающиеся на успеваемости школьника: у 90% учащихся исчезают ошибки кинетического характера, уменьшается число ошибок при математическом счете и при списывании с письменного и печатного текста, улучшается оформление работ по геометрии, у некоторых детей существенно улучшается почерк. Следовательно, адекватно спланированная коррекционная логопедическая работа при необходимом медикаментозном сопровождении повышает успешность учащегося начальных классов в школе и создает благоприятные условия для эффективного усвоения программы на следующих этапах обучения.
Развитие графических навыков у младших школьников В сб.: Актуальные вопросы психиатрии и наркологии.― Томск, 2005, №12, с. 39-40Дашиева Б.А.,Фёдорова О.В.


Источник: http://Актуальные вопросы психиатрии и наркологии.― Томск, 2005, №12, с. 39-40Дашиева Б.А.,Фёдорова О.В.
Категория: Мои статьи | Добавил: pobeda (04.01.2011)
Просмотров: 2457 | Теги: развитие графических навыков, роль графических диктантов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Погода
Богашево
ЕвроМетео

Новости РЦРО

Поиск

Фёдорова Ольга Викторовна © 2024