Персональный сайт Суббота, 20.04.2024, 04:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Школьные новости

Категории раздела
Мои статьи [8]
Статьи коллег [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт

Архив
Результаты
Всего голосовало: 111

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи коллег

Формирование семейных ценностей в преподавании ОРК и СЭ

Ким А.Д.

учитель 1категории

Лучановская СОШ

 

Формирование семейных ценностей в преподавании

ОРКиСЭ

 

  Модули ОРКиСЭ, кроме познавательных целей имеют и более высокую задачу – духовно-нравственное воспитание, поэтому очень важно открыть учащимся путь в духовный мир  человека.

Передо мной встала задача, как это сделать. Было понятно, что у всего курса должен быть стержень, на который я могла бы нанизывать все темы курса. Я задала себе вопрос,  что может служить таким стержнем?

Таким стержнем я наметила семейные ценности. Почему?

 

В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства.

Я живу в сельской местности. Работала одно время социальным педагогом. Все проблемы семей, в том числе и семей неблагополучных, мне известны изнутри.  Особенно ярко эти проблемы заметны в сельских семьях, которые когда-то были источниками и носителями нравственности в России. Удаленность от административно-культурных центров, ограниченное количество рабочих мест,

низкий жизненный уровень создают атмосферу безысходности и в конечном итоге могут привести к гибели семьи.

В пространство семьи начинают вторгаться пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость, которые разлагают семейную жизнь изнутри, поражая тем самым и общество социальными недугами. 

Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи стало акцентирование внимания всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагога) на семейные ценности в преподавании курса. Были определены этапы работы:

Внимательно изучив тематическое планирование, я выделила темы, которые более всего касались воспитания нравственных ценностей:

«Россия – наша Родина»,  «религия и мораль», «нравственные заповеди в религиях мира»,  «хранители предания в религиях мира», «добро и зло»,  «семья, семейные ценности», «долг, свобода, ответственность, учение и труд», «милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.», «любовь и уважение к Отечеству».

В течение всего курса, так или иначе, в разных формах я обращалась к семье:

  • Непосредственно (приглашая на урок и привлекая родителей к работе на уроке вместе со своими детьми)
  • Опосредованно(через домашние задания)
  • Через участие в проектах

 

Первый урок во всех модулях посвящен Родине. Это не случайно.

Я говорю с ребятами о Родине  не как об абстрактном понятии, а как о конкретном ощущении неразрывности с родными и близкими людьми, с тем пространственным окружением, которое формирует их характер и готовит выход во взрослую жизнь. На уроке в рамках рефлексии, ребята получают сердечки, раскрашивают их в цвета российского флага. Затем сердечки помещают на плакат под девизом «Я сердцем с Родиной своей!» У  детей формируется установка:  защищая Родину – защищаю семью!

Узнав о традициях страны, они получают  домашнее задание - узнать о традициях своей семьи, тем  самым  закладываются основы патриотизма.

 

Исследуя различные религии, особое внимание придаю заповедям -нравственным принципам, которые должны закладываться с детства опять же в семье. Чтобы свободнее ориентироваться в религиозных запросах детей, я провожу заочное анкетирование среди родителей на предмет вероисповедания. Учащимся дается задание проговорить с родителями о моральных принципах, которых они придерживаются. Для  родителей  появляется повод начать разговаривать со своими детьми всерьез. Вместе дома они делали книгу Заповедей.

Родители – первые учителя и духовно-нравственные наставники своих детей. Не друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение ребенка. Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Поэтому на урок о добре и зле были приглашены родители. Родители  работали вместе с детьми. На солнышках они должны были написать о самые хороших качествах друг друга и своих друзей. На отдельных листах бумаги писали плохие качества человека , на других – хорошие. Затем одни положили на одну чашу весов, другие на другую. Как правило,  перевешивали хорошие качества, но при этом дети смущенно начинали признаваться в своих «грешках» и откровенно высказывали сожаление о «содеянном». В конце урока дети вместе с родителями помещают солнышки на Дерево Добра.

Беседуя на тему милосердия, заботы о слабых и взаимопомощи помимо религиозных аспектов этой темы, я затрагиваю и светские. рассказываю об известных меценатах, о необходимости помнить и помогать тем, кто рядом с нами – ветераны, труженики тыла и просто одинокие пожилые люди. Многие дети являются активными участниками тимуровского движения.

 

О долге, свободе, ответственности и труде говорю, проецируя эти понятия на семью. Долг перед семьей, первые ответственные поручения, степень свободы и необходимость труда в семье – осознание этого приведут маленького гражданина к необходимости выполнить со всей ответственностью долг перед страной. Дети готовят рассказы, участвуют в проектах  о ратной славе своих предков, готовят и проводят  встречи с ветеранами.

 

    Приступая к теме «семья» - провожу анкетирование среди детей о семье по вопросам: какое значение имеет для тебя семья? Кем должна быть женщина в  семье, кем – мужчина? Кто ты в своей семье? этим закрепляются в сознании ребенка социальные роли, которые должны выполнять члены семьи и дается установка на правильную организацию его будущей семейной жизни. Также дети пишут сочинение о своей семье, выражая в полной мере всю любовь, и показывают, как они дорожат ею. Появляется надежда, что и они создадут семью не хуже.

 

  

  Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-нравственную, отечественную традицию.

В семейных традициях аккумулируется вся нравственная сила и мощь семьи.

Моя задача была эту силу семьи показать, открыть ее для самих детей и родителей.

С этой целью я решила провести внеклассное мероприятие о традициях семьи. Оно должно было  подвести  итоги всей работе над семейными ценностями в течение всего курса и проявить их ярко и незабываемо для детей и родителей.

Семьям было дано домашнее задание:  подготовить рассказ о семейной реликвии, составить Семейное Древо, рассказать о фотографии из семейного альбома(была сделана фотовыставка)

На мероприятии прозвучали ответы детей на анкету о семье, выдержки из сочинений(был проведен их конкурс), что они узнали из курса  ОРКиСЭ -  все это проведено в режиме слайд-шоу.

Дети подготовили родителям, бабушкам и дедушкам стихи, разыгрывали сценки, пели частушки и танцевали брейк-данс.

Устроены были совместные конкурсы: нужно было заполнить таблицу, которая  показывала знания о функциях семьи, конкурс «Кто это?» - на знания родственников, конкурс «самая хозяйственная семья»

Семьи представили свои родословные, интересно рассказав о своих предках. Захватывающе прозвучали рассказы о семейных реликвиях: о шкатулках, статуэтках, блюдах, фронтовых реликвиях, медальонах, иконах.

В заключение мероприятия было организовано чаепитие с домашними пирогами и тортами. Во время празднества жюри вручило всем семьям сертификаты участников по номинациям.

Детям вручены сертификаты и дипломы победителей и призеров.

Все вместе спели песню «Мы желаем счастья вам»

Закончилось мероприятие добрым напутствием. Решать, насколько удалось приблизиться к разрешению озвученной проблемы, было предоставлено родителям.

 

Категория: Статьи коллег | Добавил: pobeda (03.06.2011)
Просмотров: 2667 | Теги: «хранители предания в религиях мира, «нравственные заповеди в религиях м, «Россия – наша Родина», «семья, «добро и зло», «религия и мораль» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Погода
Богашево
ЕвроМетео

Новости РЦРО

Поиск

Фёдорова Ольга Викторовна © 2024