Ким А.Д.
учитель 1категории
Лучановская СОШ
Формирование семейных ценностей в преподавании
ОРКиСЭ
Модули
ОРКиСЭ, кроме познавательных целей имеют и более высокую задачу – духовно-нравственное
воспитание, поэтому очень важно открыть учащимся путь в духовный мир человека.
Передо мной встала
задача, как это сделать. Было понятно, что у всего курса должен быть стержень,
на который я могла бы нанизывать все темы курса. Я задала себе вопрос, что может служить таким стержнем?
Таким стержнем я
наметила семейные ценности. Почему?
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они
перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического,
экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в
масштабах государства.
Я живу в сельской местности. Работала одно время социальным
педагогом. Все проблемы семей, в том числе и семей неблагополучных, мне
известны изнутри. Особенно ярко эти
проблемы заметны в сельских семьях, которые когда-то были источниками и
носителями нравственности в России. Удаленность
от административно-культурных центров, ограниченное количество рабочих мест,
низкий жизненный уровень создают
атмосферу безысходности и в конечном итоге могут привести к гибели семьи.
В пространство семьи начинают вторгаться пьянство,
наркомания, агрессивность и жестокость, которые разлагают семейную жизнь
изнутри, поражая тем самым и общество социальными недугами.
Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи стало акцентирование
внимания всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагога)
на семейные ценности в преподавании курса. Были
определены этапы работы:
Внимательно изучив тематическое планирование, я выделила
темы, которые более всего касались воспитания нравственных ценностей:
«Россия – наша Родина»,
«религия и мораль», «нравственные
заповеди в религиях мира», «хранители
предания в религиях мира», «добро и зло», «семья, семейные ценности», «долг, свобода,
ответственность, учение и труд», «милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.», «любовь
и уважение к Отечеству».
В течение всего курса, так или иначе, в
разных формах я обращалась к семье:
- Непосредственно (приглашая на урок и привлекая родителей к работе
на уроке вместе со своими детьми)
- Опосредованно(через домашние задания)
- Через участие в проектах
Первый урок во всех модулях посвящен
Родине. Это не случайно.
Я говорю с ребятами о Родине не как об абстрактном понятии, а как о
конкретном ощущении неразрывности с родными и близкими людьми, с тем пространственным
окружением, которое формирует их характер и готовит выход во взрослую жизнь. На
уроке в рамках рефлексии, ребята получают сердечки, раскрашивают их в цвета
российского флага. Затем сердечки помещают на плакат под девизом «Я сердцем с
Родиной своей!» У детей формируется
установка: защищая Родину – защищаю
семью!
Узнав о традициях страны, они получают домашнее задание - узнать о традициях своей
семьи, тем самым закладываются основы патриотизма.
Исследуя различные
религии, особое внимание придаю заповедям -нравственным принципам, которые
должны закладываться с детства опять же в семье. Чтобы свободнее
ориентироваться в религиозных запросах детей, я провожу заочное анкетирование
среди родителей на предмет вероисповедания. Учащимся дается задание проговорить
с родителями о моральных принципах, которых они придерживаются. Для родителей появляется повод начать разговаривать со
своими детьми всерьез. Вместе дома они делали книгу Заповедей.
Родители – первые учителя и духовно-нравственные наставники
своих детей. Не друзья и не случайные подруги, не телевизионные
программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение
ребенка. Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир,
научить их отличать добро от зла. Поэтому
на урок о добре и зле были приглашены родители. Родители работали вместе с детьми. На солнышках они
должны были написать о самые хороших качествах друг друга и своих друзей. На
отдельных листах бумаги писали плохие качества человека , на других – хорошие.
Затем одни положили на одну чашу весов, другие на другую. Как правило, перевешивали хорошие качества, но при этом
дети смущенно начинали признаваться в своих «грешках» и откровенно высказывали
сожаление о «содеянном». В конце урока дети вместе с родителями помещают
солнышки на Дерево
Добра.
Беседуя на тему
милосердия, заботы о слабых и взаимопомощи помимо религиозных аспектов этой
темы, я затрагиваю и светские. рассказываю об известных меценатах, о
необходимости помнить и помогать тем, кто рядом с нами – ветераны, труженики
тыла и просто одинокие пожилые люди. Многие дети являются активными участниками
тимуровского движения.
О долге, свободе, ответственности и труде
говорю, проецируя эти понятия на семью. Долг перед семьей, первые
ответственные поручения, степень свободы и необходимость труда в семье –
осознание этого приведут маленького гражданина к необходимости выполнить со
всей ответственностью долг перед страной. Дети готовят рассказы, участвуют в
проектах о ратной славе своих предков, готовят и проводят встречи с ветеранами.
Приступая
к теме «семья» - провожу анкетирование среди детей о семье по вопросам:
какое значение имеет для тебя семья? Кем должна быть женщина в семье, кем – мужчина? Кто ты в своей семье?
этим закрепляются в сознании ребенка социальные роли, которые должны выполнять
члены семьи и дается установка на правильную организацию его будущей семейной
жизни. Также дети пишут сочинение о своей семье, выражая в полной мере всю
любовь, и показывают, как они дорожат ею. Появляется надежда, что и они
создадут семью не хуже.
Созданию
высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Семья
призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-нравственную,
отечественную традицию.
В семейных традициях
аккумулируется вся нравственная сила и мощь семьи.
Моя задача была эту
силу семьи показать, открыть ее для самих детей и родителей.
С этой целью я решила провести внеклассное мероприятие о
традициях семьи. Оно должно было
подвести итоги всей работе над
семейными ценностями в течение всего курса и проявить их ярко и незабываемо для
детей и родителей.
Семьям было дано домашнее задание: подготовить рассказ о семейной реликвии,
составить Семейное Древо, рассказать о фотографии из семейного альбома(была
сделана фотовыставка)
На мероприятии прозвучали ответы детей на анкету о семье,
выдержки из сочинений(был проведен их конкурс), что они узнали из курса ОРКиСЭ - все это проведено в режиме слайд-шоу.
Дети подготовили родителям, бабушкам и дедушкам стихи,
разыгрывали сценки, пели частушки и танцевали брейк-данс.
Устроены были совместные конкурсы: нужно было заполнить
таблицу, которая показывала знания о
функциях семьи, конкурс «Кто это?» - на знания родственников, конкурс «самая
хозяйственная семья»
Семьи представили свои родословные, интересно рассказав о своих
предках. Захватывающе прозвучали рассказы о семейных реликвиях: о шкатулках,
статуэтках, блюдах, фронтовых реликвиях, медальонах, иконах.
В заключение мероприятия было организовано чаепитие с домашними
пирогами и тортами. Во время празднества жюри вручило всем семьям сертификаты
участников по номинациям.
Детям вручены сертификаты и дипломы победителей и призеров.
Все вместе спели песню «Мы желаем счастья вам»
Закончилось мероприятие добрым напутствием. Решать, насколько удалось приблизиться к разрешению
озвученной проблемы, было предоставлено родителям.
|